Откатам БОЙ! ФЗ №94 — первый блин комом

http://www.echo.msk.ru/blog/djackie/730972-echo/

Вчера Президент РФ Дмитрий Медведев в своем очередном послании Федеральному собранию затронул, множество «острых» для страны тем: «модернизацию», «детей», «зарплаты бюджетникам» и, безусловно «коррупцию», в частности, в сфере государственных и муниципальных заказов (госзакупок). Президент даже озвучил шокирующую цифру: не менее триллиона рублей (!!!) на нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и «откаты». Для сравнения весь госзаказ федеральных ведомств обошелся бюджету в 329.2 млрд. рублей на все нужды, из регионов Москва потратила на свой госзаказ больше всех – 373,5 млрд. рублей, а Калмыкия лишь 0,5 млрд. рублей.

Государственный заказ (госзаказ) — это размещение заказов на поставку товаров, работ или услуг органами государственной власти у коммерческих организаций, в том числе у индивидуальных предпринимателей. Вариаций для размещения госзаказов много, например, открытый и закрытый конкурс, закрытый и открытый аукцион (+ в электронной форме), запрос котировок, биржевые торги и размещение заказов у единственного поставщика. Перечислять изощренные способы проявления коррумпированности наших чиновников нет смысла, так как у всех на слуху нашумевшие дела «о томографах», «мерседесах», «нереальных сроках и ценах», «сокрытия закупок и незаконных отклонений заявок» и т.д. и т.п., можно лишь порой удивляться креативности, жадности и наглости «государственных слуг».

Гозакупки регламентируются ФЗ №94. Именно этот Федеральный закон Президент РФ Дмитрий Медведев, наслушавшись жалоб от всех участников процесса госзакупок, призвал отредактировать в срочном порядке. Пару слов об этом многострадальном законе. Принят он был сравнительно недавно – всего 5 лет тому назад, тогда на него возлагались большие надежды, были внедрены открытые аукционы в электронной форме, которые должны были стать панацеей от коррупции. Однако, как говорится не случилось: эффективность электронных закупок достаточно низкая, более того она ниже чем была раньше на обычных торгах, а размеры взяток выросли с трети стоимости контрактов до половины.

Сама идея осуществления государственных закупок с помощью современных информационных технологий, очевидно, содержит в себе множество плюсов, таких как прозрачность и равнодоступность. Например, Президент РФ предложил повысить прозрачность путем предварительной публикации на специальном интернет-портале данных с прогнозными планами закупок с возможностью обратной связи с компаниями относительно их заинтересованности в торгах, а также мнения экспертов об адекватности этих планов современным требованиям и рыночным ценовым условиям.

На сегодняшний день доступна одна электронная форма размещения госзаказа – это электронный аукцион, который был призван стать универсальным методом для всех госзакупок, однако идея универсализации не увенчалась успехом.

Во-первых, трансформировали сам критерий аукциона. Как правило, ключевым критерием любого аукциона должна быть цена, на которой государство сможет сэкономить, а госчиновник стукнуть молотком «Размещено!». Вместо того чтобы вводить требования к поставщику (к таким параметрам, как послужной список, стандарты качества и т.д.) вводят различные (и «нереальные») критерии к самому аукциону, в итоге мы получили такой псевдоконкурс / псевдоаукцион, который ни одна организация, кроме «своих» выиграть не может. Информация о проведении аукциона размещается таким образом, чтобы при поиске в поисковых системах не «высвечиваться», что ограничивает возможности участия в аукционе большинству организаций. Лицо, ответственное за госзакупки, получило поле для манипуляций.

Во-вторых, введены ограничения. В 2009 установлен ограниченный электронный ассортимент, доступный для размещения на открытых аукционах в электронной форме (канцелярские скрепки да кнопки до млн рублей), все остальное – на бумажных носителях. Ограниченный доступ в государственные порталы для электронных торгов получили лишь 5 торговых площадок (Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, ЭТП ММВБ, ЭТП Татарстана, ЕЭТП Москвы).

В-третьих, экономия от аукциона сегодня рассчитывается как разность первоначальной цены в аукционе и «победившей» цены. При этом первоначальная цена, как правило, завышена (пример 1000 рублей), а число участников аукциона недостаточно для снижения цены до «справедливой» (500 рублей), и по итогам аукциона государство обязуется купить по «победившей» цене (700 рублей). Арифметика проста: de facto переплатили 200 рублей, а de jure показали экономию в 300 рублей.

Касательно самого печального Федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: к 27.07.2010 в него уже успели внести 19 пакетов поправок, и он все еще сырой, запутанный и даже вредный; вызывает одни лишь споры, жалобы и новые способы «навариться нечестному чиновнику». Зачем снова что-то корректировать, если можно написать новый, более совершенный закон? Новый закон — это именно то, что потребовал Президент от министров и парламента: начать работу над новой редакцией закона.

Оперативнее всех отозвался ФАС в лице Артемьева, заявившего, что ряд предложений ими уже оформлены в виде законопроектов по конкретизации заказа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. У Минэкономразвития свое предложение внедрить федеральную контрактную систему с конкурсным отбором по критерию ‘соотношение цены и качества’, где будет прописан каждый этап госзаказа.

Надеюсь, что ФЗ №94 – это лишь первый блин комом, а новая редакция закона позволит отладить справедливую систему государственных и муниципальных заказов с эффективными инструментами государственных и муниципальных закупок.